Notes d'un vieux renard par nom de Thé au clair lune argenté

19:32 

(с)

Les gens me donner le nom du démon, et parfois le nom d'un ange ... Où est la justice dans tout cela, quand je veux juste amour et d'affection ... Donnez-moi donc juste un nom ... Dieu ... et il n'ya pas de formalisme! ^^6

07.02.2009 в 20:45
Пишет Мониста:
Рыцари
Начнём с малого. С внешности красавца-рыцаря.
Рост средневекового сердцееда был метр шестьдесят с кепкой( в смысле, со шлемом). Небритое лицо с клочковатой бородой обезображено оспой, которой на материке болели все поголовно. К следам оспы прилагался полный букет плохо залеченных венерических заболеваний. Через всю рожу - шрам от меча более проворного коллеги. Ухо раздроблено протазаном( род алебарды), когда сражался где-то, с кем-то, под чьими-то благородными знамёнами.Обтерханный грязно-белый плащ и не знавшие рук прачки одежды полны блох и вшей. Поэтому твой рыцарь постоянно чешется, что-то стряхивает и тихо матерится на староваллийском.
Впрочем, есть и свои плюсы.
Во-первых, телом рыцарь действительно хорош( таскание на себе 60кг. металла, размахивание боевым мечом и топором, ежедневные тренировки с копьём, охота и верховая езда не прошли даром)
Во-вторых, ты его можешь легко узнать по запаху. Даже на расстоянии пары лье.
Ты, конечно, думаешь - по запаху роз. На худой конец фиялок, которые он накосил двуручным мечом на ближайшей альпийской лужайке. Увы, Пах твой возлюбленный взмыленной лошадью, железом, кожей и потными ногами. А изо рта с десятью зубами веером( профессия стоматолога появится только через400 лет) распространял амбре, валившее с ног боевого коня. Пиво с чесноком( для дезинфекции) - обычный паёк - по случаю очередной великой победы в очередной великой битве, щедро заполированные вином. В итоге получился богатый перегар: один раз вдохнёшь, всю жизнь не забудешь.
Только не вздумай намекать ему, чтобы прополоскал рот. Вода - это для простолюдинов, а ему подавай бургундское, на худой конец эль. Рук он мыть тоже не будет - он тебе не мавр или сарацин, у которых подобное в чести, а праведный христианин.
Мылись эти ребята в своей удалой рыцарской жизни два раза:
в день первого причастия и на собственных похоронах. Притом, что под кольчугой и латами даже в 30 градусную жару носили войлочную рубаху( чтобы доспехи при пробивании острыми предметами не поранили своими зазубренными краями рыцарского тела).
Кстати, доспехи эти они в походах не снимали сутками. Повторяю - сутками!
Процедура надевания лат была занятием утомительным и кропотливым, даже с оруженосцем это занимало гне менее получаса. А посему малую нужду твой дорогой справлял, не слезая с коня - прямо в латы. Особо брезгливые( если таковые случались) приказывали оруженосцу окатить потом их парой ведер воды - и вся гигиена."
Хорошо сказал Валентин Пикуль по этому поводу:
"Не верьте воздушным прелестям портретов былого - их оригиналы были корявыми".

Что интересно, феномен "немытой средневековой Европы" состоял не только в том, что были вырублены леса и дрова были дороги, но и потому ещё, что в те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения.
Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Доходило до того, что в уставе католического женского монастыря св. Клариссы в Мюнхене сестрам запрещалось пользоваться бумагой после посещения уборной! Результат не заставил себя долго ждать. В середине XIV веке по всей Европе прокатилась волна страшной чумы, унесшей жизни миллионов людей.

А ещё человек в средневековой Европе не мог уеденится для принятия водных процедур под страхом обвинения в колдовстве. К воде церковь относилась трепетно, и такие обвинения грозили костром. А бани (ею же, церковью) были признаны безнравственными по причине нахождения голых людей в одном помещении.

В последующие века с гигиеной было ничуть не лучше.
К примеру сказать, при Людовиках в Версале не было ни одного туалета. Во время балов в залах ниши завешивались тканью или ширмами, за ними выставлялись специальные вазы, куда отправлял нужду всякий желающий. Кто не успевал - просто использовали темные углы. Кстати, запахи во дворце частично остались.
Дамы спасались от блох специальными блохоловками или нательными блошатницами. В 18 веке ещё, заметим.
Это были такие небольшие изящные бутылочки из стекла, обмазанные изнутри салом, куда забирались блохи, а обратно вылезти уже не могли.
Либо другая модификация - коробочка украшенная драгоценными каменьями, с маленькой дырочкой и конским волосом внутри, в нее капали мёд и блохи, привлеченные запахом оставались в блошатнице жить-поживать. Были ещё блохоловки, в виде шкурок соболя или горностая, или куницы, они крепились к поясу женского платья и считалось, что блуждающие в складках одежды блохи непременно должны перебраться на этот мех. Вот тут замечательная подборка меховых блохоловок - eregwen.livejournal.com/305229.html
Часто на портретах того времени можно видеть дам с маленькими белыми собачками. Это тоже своего рода были блохоловки. У животных с белой шерстью кожа тоньше, что на блошиный "зуб" предпочтительнее.

Будни рыцарей были лишены поэзии напрочь.
А всё по причине благородных занятий.Сегодня их ожидала добыча, а завтра - инвалидность или могила. Посему жили рыцари одним днём.
Понятно, что при таком образе жизни нравственные воззрения были не на высоте.
А как же ухаживания, так длинно описанные в рыцарских романах и покадрово отражённые в исторических блокбастерах? Они, как и прочие детали, - враньё.
Ну не было времени у братвы в латах разводить сантименты, раздавать комплименты и производить пылкие признания. Посему всегда и везде рыцарь завладевал дамой силой, не прибегая к утончённым реверансам.
Вот встретилась рыцарю на пути прекрасная дама - непременно трахнет. Причём всей шайкой, на краю дороги. Эта незавидная судьба грозила любой женщине - хоть простолюдинке, хоть благородной даме, если она вышла за ворота родной деревни или города без надёжной вооружённой охраны.
Вот что пишет о гнусностях рыцарей 15 века один из средневековых хронистов:
"Много замужних женщин и девушек подверглись насилию как в самом городе та и за его чертой. У одной беременной женщины вырвали груди. Двенадцатилетнию девочку растлили до смерти, изнасиловали даже почти столетнюю старуху. Одну благородную даму так обыскали, думая найти у неё золото, что та от стыда и ужаса скончалась На глазах у мужа опозорили и увели жену и молоденькую дочку, а его самого убили..." Вот это и есть настоящее рыцарское поведение. Без прикрас.
Правда бывали и благородные рыцари. Это те, которые соглашались вернуть захваченную даму мужу или брату за выкуп. Благородство их состояло в том, что они снижали на 20-40% обычную сумму выкупа - скидка за то, что братва дамой успела уже попользоваться. Причем, так рыцари поступали с любой беззащитной женщиной. Даже с женами и дочерьми своих же товарищей по ремеслу.

Не верю! - вторя Станиславскому, рявкнет на меня фанатка рыцарей. Прохожих на большой дороге грабила всякая чернь. Тогда как рыцарь - это такой мужчина... такой мужчина...
Информирую: в эпоху раннего Средневековья рыцарем мог стать любой мужчина, владеющий оружием и заручившийся одобрением другого рыцаря. Стоило смерду оказать неоценимую услугу своему господину( причем не только на поле боя), как он мог рассчитывать, что тот расчувствуется и сделает широкий жест. А именно: стукнет слугу мечом по плечу и произнесёт фразу посвящения. И всё - свежеиспеченный рыцарь мог заказывать себе доспехи и сочинять герб.
Эпические песни просто изобилуют примерами, когда простолюдины - крестьяне, лесники, свинопасы, торговцы, повара и даже привратники - были посвящены в рыцари в награду за оказанные герою услуги.
Другой вопрос, что сам титул - рыцарь, -не подкреплённый земельным наделом, был чистой воды фикцией. Пшиком. Ну рыцарь, ну дал господин тебе меч, щит и доспех( что, кстати, необычайно щедрый подарок, который по тем временам равнялся стоимости 45 коров), ну а жить на что? Чем снискать хлеб насущный?
Крестьян подневольных нету, замка нету и в ближайшей перспективе не предвидится. Выхода было два - либо жить от щедрот своего сюзерена( что было не всегда возможно, потому как широкие жесты они делали часто), либо выходить на большую дорогу.
Именно этих бандюганов, у которых за душой не было ни гроша, и называли странствующими рыцарями.
На самом деле рыцари без страха и упрека занимались тем же, чем в наше время занимаются пацаны в голдеичах - вульгарным рэкетом и дорожным разбоем.
Схема была такова.
За службу своему сеньору бригадир в латах, сколотивший более или менее приличную бригаду, получал долю ( лен - земельный надел), на который обладал всеми феодальными правами.
Как-то - стричь лохов( собирать налоги),
решать всё по понятиям(производить суд),
и иметь всех, кто под боком( обладать правом первой ночи).
Взамен же у него была единственная обязанность - по сигналу сеньора прибыть с бригадой ко двору в полном вооружении и выступить в поход против другого пахана.
Случалось это не так уж часто.
К тому же вопреки озвученному рыцарскому кодексу чести своих сюзеренов "верные им до гроба" пацаны-васалы меняли регулярно. Достаточно было другому пахану пообещать им золота или надел побольше и пожирнее.
Короче: жадны были рыцари до чрезвычайности.
А как же благородные странствующие одиночки! - вскричит подкованная рыцарелюбка. Да, были и одиночки. Ими становились те рыцари, кто поставил не на того пахана и потерял лен. Эти благородные странники сбивались в настоящие шайки - они занимались грабежом на большой дороге: устраивали посты на крупных торговых путях, требуя от купцов, горожан и прочих отстегнуть за проезд.
Пытаясь как-то утихомирить эту неуправляемую братву церковь объявила о своём покровительстве рыцарям - так появились первые рыцарские ордена.

Кстати, историки убеждены: одной из причин крестовых походов стала острая жизненная необходимость убрать куда подальше всю эту неуправляемую шваль, заполнившую дороги Европы. За что церкви нужно сказать большое человеческое спасибо. Ведь именнно она сообразила, что всем кормящимся с меча и разбоя нужно просто дать цель, пообещать златые горы, прощение всех грехов - и, ведомые жадностью, они сами с радостью уберутся в Палестины во имя освобождения Гроба Господня.
После того как там добрую половину рыцарей перебили сарацины под началом Салах эд Дина, воздух в Европе, бесспорно, стал чище.

URL записи

@темы: Истории из сундучка, Воспоминания, Статьи

URL
   

главная